"Методики
постановки научного экологического эксперимента в рамках формирования
универсальных учебных действий"
Программа опытно-экспериментальной
работы
В 2011-2012 учебном году руководство Саратовского
аграрного университета имени Н.И. Вавилова предложило
нам сотрудничество в плане организации экологического кружка, который
бы изучал перспективы развития рыболовства и рыбоводства
на водоемах Энгельсского района Саратовской области.
Эту проблему мы посчитали актуальной для нас, прежде
всего, из-за расположения села Шумейка на великой реке Волга и огромного
интереса детей к рыболовству. В связи с этим работа кружка переросла
в организованную на базе нашей школы экспериментальную площадку «Методики
постановки научного экологического эксперимента в рамках формирования
универсальных учебных действий».
Основным разработчиком программы опытно-экспериментальной
деятельности стала доцент кафедры кормления, зоогигиены, аквакультуры,
кандидат биологических наук Поддубная Ирина Васильевна.
Главная цель программы экспериментальной площадки,
конечно же, повышение экологической культуры обучающихся в рамках
формирования универсальных учебных действий. На современном этапе
развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан
изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности
и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия
на многочисленные природные связи. Очевидно, что наиболее эффективно
заложить основы экологического мышления в детстве. Воспитание бережного,
внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков,
необходимых для ее охраны и улучшения, становятся в настоящее время
неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования.
Повышенный интерес педагогической общественности к
опытно-экспериментальной деятельности в области воспитания связан
с тем, что современная система образования переходит от так называемого
знаниевого подхода к компетентностному. Сколько бы ни узнавал нового
современный педагог-воспитатель, ему необходимо научиться решать имеющиеся
проблемы на практике. То же самое можно сказать и об учащихся. Поэтому
исследовательская деятельность и методически последовательное овладение
им должно иметь место, как во внеурочной работе педагога, так и в
реализации самостоятельных социально значимых инициатив учащихся.
Ведь не зря, в широком смысле слова, под универсальными учебными действиями
понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Отсюда совершенно очевидны функции универсальных учебных
действий:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности
и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков
и компетентностей в любой предметной области.
В своей опытно-экспериментальной деятельности главной
задачей мы определяем формирование основных видов универсальных учебных
действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностных,
регулятивных (включающих также действия саморегуляции), познавательных
и коммуникативных.
В связи с этим, в нашей школе мы организовали научное
общество как действенное средство саморазвития, самовоспитания и самореализации
учащихся, как одно из средств интеграции в экологическом образовании.
Мы стремимся в своей работе обучить старшеклассников
основным правилам и подходам к организации научного экологического
эксперимента и развить у них систему умений проводить исследования.
Вместе с детьми стараемся освоить общие и специальные
методы, приемы и формы исследовательской работы, направленной на актуализацию
и развитие знаний в области экологии, на развитие интеллектуальных,
коммуникативных и практических умений.
Вместе с тем, безусловно, мы проводим ставшие традиционными
в нашей школе мероприятия эколого-биологической направленности: собираем
макулатуру, защищаем братьев наших меньших, подкармливаем птиц зимой,
занимаемся благоустройством пришкольного участка и территории села.
Члены нашего научного общества – это обучающиеся 7-10
классов – это увлеченные, талантливые и просто неравнодушные к судьбе
родного края ребята.
Все они посещают кружок «Юный эколог», программа которого
была разработана нами специально в соответствии с программой экспериментальной
площадки с целью формирования основных УУД. Занятия мы проводим вместе
с Ириной Васильевной.
Программа строится по трем направлениям:
1) естественнонаучное направление – ориентировано на передачу системы
знаний об
окружающем мире и основанное на толковании термина
«аквакультура» как науки о
взаимосвязях человека и растительного и животного мира
водоемов;
2) направление эмоционально-чувственного развития, целью которого является
обучение детей умению восхищаться красотой и гармонией
Природы;
3) профориентационное направление, позволяющее приобрести
первичные навыки и умения по рыболовству и рыбоводству, зоогигиене
и аквакультуре.
На занятиях кружка мы стараемся расширить кругозор
учащихся, развить их воображение и эмоциональную сферу. Приобщаем
к научным гидрологическим, гидробиологическим и ихтиологическим исследованиям
водоемов. Применяем разнообразные форм работы с детьми с привлечением
их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий
вмешательств человека в природу.
Безусловно, особый акцент делаем на укрепление интереса
к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного
цикла (биологии, химии, физике, экологии), а также предметам, не предусмотренным
школьным учебным планом: гидробиологии, водной токсикологии, ихтиологии,
рыбоводству.
При осуществлении опытно-экспериментальной деятельности
мы используем самые разнообразные формы работы. Особенно хочется
сегодня отметить
- экскурсии, где ребята непосредственно ощущают контакт
с природой. Мы даже на осенних каникулах посетили частное фермерское
хозяйство по разведению форели в Лысогорском районе. Дети были в восторге
и получили багаж эмоций и опыта по разведению промысловых рыб, думаю,
на всю жизнь;
- защита творческих проектов в Неделе школьных проектов
по исследованию реки Каюковка, в ходе которых ребята сравнивали показатели
воды вблизи и выше рыболовецкой базы и доказали, что в месте, где
находится стоянка катеров и лодок, уровень загрязненности воды достиг
катастрофического для рыб уровня;
- размещение материалов эксперимента на сайтах, в СМИ
(газета «Покровск»);
- ведется разработка программы элективного курса «Влияние
сельскохозяйственной деятельности человека на состояние
малых рек»;
- разрабатываются различные приложения к учебным занятиям
(презентации, фильмы);
- готовятся выступления ребят на научно-методических
конференциях.
СГАУ представляет возможность всем обучающимся и педагогам
всех дисциплин для участия в ежегодно проводимой на базе университета
Международной конференции, которая состоится в марте этого года;
- а самое главное, конечно, ждет нас впереди, 25 февраля
мы участвуем в состязаниях в навыках зимней рыбалки со студентами
университета. Наши школьники уже готовятся и с нетерпением ждут показать
себя и свои умения.
Я думаю, и это не предел, тесное сетевое взаимодействие
нашей школы и СГАУ предвещает большие и грандиозные мероприятия в
плане повышения экологической культуры обучающихся нашей школы.
Несмотря на то, что сейчас идет первый этап нашей
опытно-экспериментальной деятельности, мы можем утверждать, создана
педагогическая система, все компоненты которой подчинены идеям гуманистической
педагогики и учету специфике школы. Уже сейчас можно с уверенностью
сказать о том, что у наших детей сформированы первичные навыки постановки
эксперимента, умения анализировать, делать полезные выводы, оценку
экологической ситуации родного края. Многие из ребят уже имели и продолжают
осваивать навыки и умения по рыболовству и рыбоводству.
Мы ожидаем только положительных результатов в ходе
реализации программы экспериментальной площадки в рамках формирования
основных УУД и уверены, что благодаря нашему сотрудничеству с университетом
формирование экологической культуры в школе станет эффективнее. Все
дети будут иметь возможность получать полноценное образование за
счёт разнообразия реализуемых в ней образовательных программ. Расширится
система адресной поддержки одарённых детей. Будут подготовлены методические
рекомендации по организации сетевого взаимодействия инновационного
образовательного учреждения. Произойдет расширение социального партнерства
(рост участия молодежи в защите окружающей среды, создание совместных
авторских сетевых проектов).
Мы очень рады нашему сотрудничество и с благодарностью
и большим уважением я предоставляю слово руководителю нашей опытно-экспериментальной
деятельности кбн Поддубной И.В.
Учитель биологии Кальжанова А. Д.
|