Здание новой школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с. Шумейка

Энгельсского района Саратовской области"

Меню
Главная
Новости
Фотоальбом
Учителя
 
Новая школа
Родителям
Наши выпускники
ЕГЭ и ГИА
 
Администрация
 
Полезные ссылки
Психолог
Нормативная
   документация
Экспериментальная площадка

"Методики постановки научного экологического эксперимента в рамках формирования универсальных учебных действий"

Программа опытно-экспериментальной работы

В 2011-2012 учебном году руководство Саратовского аграрного университета имени Н.И. Вавилова предложило нам сотрудничество в плане организации экологического кружка, который бы изучал перспективы развития рыболовства и рыбоводства на водоемах Энгельсского района Саратовской области.
Эту проблему мы посчитали  актуальной для нас, прежде всего, из-за расположения села Шумейка на великой реке Волга и огромного интереса  детей к рыболовству. В связи с этим работа кружка переросла в организованную на базе нашей школы экспериментальную площадку «Методики постановки научного экологического эксперимента в рамках формирования универсальных учебных действий».
Основным разработчиком программы опытно-экспериментальной деятельности стала доцент кафедры кормления, зоогигиены, аквакультуры, кандидат биологических наук Поддубная Ирина Васильевна.
Главная цель программы экспериментальной площадки, конечно же, повышение экологической культуры обучающихся в рамках формирования универсальных учебных действий.  На современном этапе развития цивилизации стало совершенно очевидно, что человек обязан изменить свое отношение к окружающему миру, умерить свои потребности и научиться жить в гармонии с природой, осознавая силу своего воздействия на многочисленные природные связи. Очевидно, что наиболее эффективно заложить основы экологического мышления в детстве. Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, становятся в настоящее время неотъемлемой частью общей системы просвещения, образования.
Повышенный интерес педагогической общественности к опытно-экспериментальной деятельности в  области воспитания связан с тем, что современная система образования переходит от так называемого знаниевого подхода к компетентностному. Сколько бы ни узнавал нового современный педагог-воспитатель, ему необходимо научиться решать имеющиеся проблемы на практике. То же самое можно сказать и об учащихся. Поэтому исследовательская деятельность  и методически последовательное овладение им должно иметь место, как во внеурочной работе педагога, так и в реализации самостоятельных социально значимых инициатив учащихся.  Ведь не зря, в широком смысле слова, под универсальными учебными действиями понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Отсюда совершенно очевидны функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В своей опытно-экспериментальной деятельности главной задачей мы определяем формирование  основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностных, регулятивных (включающих также действия саморегуляции), познавательных и коммуникативных.
В связи с этим, в нашей школе мы организовали научное общество как действенное средство саморазвития, самовоспитания и самореализации учащихся, как одно из средств интеграции в экологическом образовании.
Мы стремимся в своей работе обучить  старшеклассников основным правилам и подходам к организации научного экологического эксперимента и развить у них систему умений проводить  исследования.
Вместе с детьми стараемся освоить общие и специальные методы, приемы и формы исследовательской работы, направленной на актуализацию и развитие знаний в области экологии, на развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений.
Вместе с тем, безусловно,  мы проводим  ставшие традиционными в нашей школе мероприятия эколого-биологической направленности: собираем макулатуру, защищаем братьев наших меньших, подкармливаем птиц зимой, занимаемся благоустройством пришкольного участка и территории села.
Члены нашего научного общества – это обучающиеся 7-10 классов – это увлеченные, талантливые и просто неравнодушные к судьбе родного края ребята.
Все они посещают кружок «Юный эколог», программа которого была разработана нами специально в соответствии с программой  экспериментальной площадки с целью формирования основных УУД.  Занятия мы проводим вместе с Ириной Васильевной.
 Программа строится по трем направлениям:
 1) естественнонаучное направление – ориентировано на передачу системы знаний об
окружающем мире и основанное на толковании термина «аквакультура» как науки о    
взаимосвязях человека и растительного и животного мира водоемов;
 2) направление эмоционально-чувственного развития, целью которого является            
обучение детей умению восхищаться красотой и гармонией Природы;
3) профориентационное направление, позволяющее приобрести  первичные навыки и умения по рыболовству и рыбоводству, зоогигиене и аквакультуре.
На занятиях кружка мы стараемся расширить   кругозор учащихся, развить  их воображение и эмоциональную сферу. Приобщаем к научным гидрологическим, гидробиологическим и ихтиологическим исследованиям водоемов.  Применяем разнообразные  форм  работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательств человека в природу.
Безусловно, особый акцент делаем на укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла (биологии, химии, физике, экологии), а также предметам, не предусмотренным школьным учебным планом: гидробиологии, водной токсикологии, ихтиологии, рыбоводству.
При осуществлении опытно-экспериментальной деятельности мы используем  самые разнообразные формы работы. Особенно хочется сегодня отметить  
- экскурсии, где ребята непосредственно  ощущают контакт с природой. Мы даже на осенних каникулах посетили частное фермерское хозяйство по разведению форели в Лысогорском районе. Дети были в восторге и получили багаж эмоций и опыта по разведению промысловых рыб, думаю, на всю жизнь;
-  защита творческих проектов в Неделе школьных проектов по исследованию реки Каюковка, в ходе которых ребята сравнивали показатели воды вблизи и выше рыболовецкой базы и доказали, что в месте, где находится стоянка катеров и лодок, уровень загрязненности воды достиг катастрофического для рыб уровня;
- размещение материалов эксперимента на сайтах, в СМИ (газета «Покровск»);
- ведется разработка программы элективного курса «Влияние сельскохозяйственной деятельности человека на состояние малых рек»;
- разрабатываются различные приложения к учебным занятиям (презентации, фильмы);
- готовятся выступления ребят на научно-методических конференциях.
СГАУ представляет возможность всем обучающимся и педагогам всех дисциплин для участия в ежегодно проводимой  на базе университета Международной конференции, которая состоится в марте этого года;
- а самое главное, конечно, ждет нас впереди, 25 февраля мы участвуем в состязаниях в навыках зимней рыбалки со студентами университета. Наши школьники уже готовятся и с нетерпением ждут показать себя и свои умения.  
Я думаю, и это не предел, тесное сетевое взаимодействие нашей школы и СГАУ предвещает большие и грандиозные мероприятия в плане повышения экологической культуры обучающихся нашей школы.
Несмотря на то, что сейчас идет первый этап  нашей опытно-экспериментальной деятельности, мы можем утверждать, создана педагогическая система, все компоненты которой подчинены идеям гуманистической педагогики и учету специфике школы. Уже сейчас можно с уверенностью сказать о том, что у наших детей сформированы первичные навыки  постановки эксперимента, умения анализировать, делать полезные выводы, оценку экологической ситуации родного края. Многие из ребят уже имели и продолжают осваивать  навыки  и умения  по рыболовству и рыбоводству.
Мы ожидаем только положительных результатов в ходе реализации программы экспериментальной площадки  в рамках формирования основных УУД и уверены, что благодаря нашему сотрудничеству с университетом формирование экологической культуры в школе станет эффективнее. Все дети  будут иметь возможность получать полноценное образование за счёт разнообразия реализуемых в ней образовательных программ. Расширится система адресной поддержки одарённых детей. Будут подготовлены методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия инновационного образовательного учреждения.  Произойдет расширение социального партнерства (рост участия молодежи в защите окружающей среды, создание совместных авторских сетевых проектов).
Мы очень рады нашему сотрудничество и с благодарностью и большим уважением я предоставляю слово руководителю нашей опытно-экспериментальной деятельности кбн Поддубной И.В.

Учитель биологии Кальжанова А. Д.

Информация
 
 

Муниципальное образование город Энгельс

© Copyright 2009
МОУ "СОШ с. Шумейка Энгельсского района Саратовской области"

 

Hosted by uCoz